Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.39.96.013
УДК: 378
ББК: 74.48
Р. В. Смирнова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. К. Анохина ORCID
r-nazarova@mail.ru
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Д. С. Синектутова ORCID
Магистрант по программе «Журналистика», направленность «Язык и стиль СМИ», факультет филологии и журналистики, Астраханский государственный университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗА: СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Аннотация

Введение. В статье описано современное состояние проблемы в теории и практике, представлена классификация лидерских качеств, описаны содержание и результаты исследования уровня развития лидерских качеств студентов и их гражданской позиции; проанализирован опыт Астраханского государственного университета по созданию социально-культурной безопасной среды вуза. Цель статьи – раскрыть содержание и результаты анализа исследования лидерских качеств и гражданской позиции студентов в условиях социально-культурной безопасности вуза.

Материалы и методы. В исследовании применялись анализ философских, культурологических и психолого-педагогических научных источников, систематизация, классификация, а также практические методы – методика «КОС» (Коммуникативные организаторские склонности), тест «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого и тест на целеустремленность, обобщение опыта практической работы в Астраханском государственном университете, методы математической статистики. Обследование проводилось в онлайн-сервисе для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов «GoogleФормы».

Результаты. На основе выделенной классификации лидерских качеств была разработана и реализована программа диагностики уровня развития лидерских качеств и гражданской позиции студентов, дана оценка и анализ полученных данных; описан опыта Астраханского государственного университета по созданию социально-культурной безопасной среды вуза.

Обсуждение. Подчеркивается, что сформированные лидерские качества студентов и их гражданская позиция являются основой создания социально-культурной безопасной среды вуза, а также позволяют повысить эффективность процесса профессиональной подготовки будущих специалистов.

Заключение. Делается вывод о том, что формирование лидерских качеств студентов и их гражданской позиции будет способствовать формированию и развитию конкурентноспособной личности будущего специалиста, ориентирующейся в условиях становления современной социально-культурной безопасной среды на национальном и мировом уровне.

Ключевые слова

гражданская позиция студентов, лидерство, лидерские качества, классификация лидерских качеств, безопасность, социально-культурная безопасность вуза, социальная безопасность, диагностика уровня развития лидерских качеств и гражданской позиции студентов в условиях социально-культурной безопасной среды вуза

Основные положения

–выявлена роль социально-культурной безопасности вуза в развитии лидерских качеств студентов и их гражданской позиции, их взаимовлияние;

– представлена классификация лидерских качеств студентов, на основе которой подобраны методики диагностики сформированности лидерских качеств студентов и их гражданской позиции;

– представлены работающие практики по развитию лидерских качеств студентов и их гражданской позиции в условиях социально-культурной безопасной среды вуза.

Цитировать публикацию

Смирнова, Р. В.  ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗА: СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ [Текст] / Р. В. Смирнова, Н. К. Анохина, Д. С. Синектутова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  3. — С. 175-188. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.39.96.013.

Библиографический список
  1. Кашник О. И., Брызгалина А. А. Социальная безопасность: теоретические аспекты // Образование и наука. 2013. № 3 (102). С. 98-110.
  2. Палаткина Г. В., Зайченко Е. А. Инновационные технологии формирования лидерства студентов вуза в пространстве социально-культурной деятельности // Психология и психотехника. 2016. № 3. С. 290–297.
  3. Литвак Р. А. Социокультурный подход к процессу социализации личности молодого специалиста / Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 165−167.
  4. Enygin D. V., Fominykh N. I., Bubenchikova A. V., Arregi-Orue J. I., Aubakirova R. To the definition of the notion «Multicultural educational environment// Astra Salvensis. 2018. Т. 6. № 1. Рр. 601-616
  5. Статкевич Е. Е. Формирование лидерских качеств у студенческой молодежи в процессе театрального творчества: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05. Казанский государственный университет культуры и искусств. 2016. 195 с.
  6. Субботина А. Ю. Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 58. С. 1–5.